Бизнес на страже традиций

Как Старый Куклюк сохраняет бабушкино наследие

Песни, танцы предков – что за красота!

В каждом их движении – удаль, доброта!

Деды завещали своё село любить,

Обычаи, традиции бережно хранить!

(слова из гимна села Старый Куклюк)

– Да, мы активные. А как иначе? Что, Путин приедет и всё за нас сделает? Есть, правда, деревни, которые сидят и ждут. Мы не такие…

Местный активист и школьный директор Иван Мельников ведёт меня на обзорную экскурсию по Старому Куклюку – единственному марийскому селу в Елабужском районе. У меня же задача своя – узнать, как в наше время экономических потрясений и глобализации этим людям удается сохранять не только своё село, но и родные традиции.

БАБУШКИНО НАСЛЕДИЕ

Так меня ещё нигде не встречали. Стоило подойти к сельскому клубу, как на улицу высыпала стайка женщин в нарядных фартуках и платках. Завели задорную песню, пустились в пляс.

– Это они вам поют: «Откуда вы приехали, такие хорошие? Мы вас ждём, встречаем!», – шепчет мне на ухо вольный перевод с марийского Иван Николаевич.

Вскоре по селу разносится моё одинокое «Браво!», и мы, довольные друг другом, заходим в тепло. С гордостью мне показывают сшитые своими руками национальные костюмы елабужских мари. А я глаз не могу оторвать от гармонистки – вот кто одет в настоящий раритет! Платью, что на ней, перевалило за век, а на груди – украшение из старинных монет.

– Бабушкино, – улыбается она. – Ниной Ивановной её звали. Я тоже Нина Ивановна. Наверное, поэтому бабушка именно мне своё наследство оставила. Сколько раз просили продать, но я всем отказываю – берегу.

Как оказалось, жители Старого Куклюка умеют хранить реликвии не только семейные.

– Наш ансамбль «Марийские зори» в этом году тридцатилетие справит, – рассказывает Алевтина. – Изначально создавали его с одной целью – сохранить язык, традиции, чтобы дети учили и не забывали, ведь наша марийская деревня – единственная такая на всю округу.  А сегодня ни одно районное мероприятие без нас не обходится!

ДВА КУКЛЮКСКИХ «ЗАЙЦА»

– А вы откуда о нас узнали? – спрашивает меня Николай Мельников по дороге к местным достопримечательностям.

– Сарафанное радио привело!

Николай – сын Ивана Мельникова. Как и отец, работает в Старокуклюкской школе. Как и отец, является активистом села.

– А это наш главный петух, – показывает он мне сникшую на весеннем солнышке кучку снега. – Несколько метров в высоту был! Не верите?! Так в прошлом году мы такую гигантскую обезьяну слепили, что даже республиканский конкурс по новогоднему оформлению выиграли. Денежный приз пошёл на создание памятника труженикам тыла Великой Отечественной войны.

К слову, в Старом Куклюке не один – три памятника. А музеев на квадратный километр чуть ли не больше, чем в столице республики. Сегодня все они служат одной общей цели – увеличению турпотока.

Да, про сельский туризм здесь знают не понаслышке. Более того, видят в нём спасение не только села, но и народных традиций. Как говорится, одним выстрелом – сразу двух зайцев.

А началось всё с… шутки! Ровно десять лет назад Иван Николаевич изобрёл лошемобиль.

– Я в соседней деревне живу – нас там всего-то восемнадцать человек осталось, – рассказывает он. – Бывает, на работу надо, а машина сломалась. Вот и придумал из старого авто конструкцию для лошади. Запрягаю её и еду спокойно в чистом костюме и галстуке – директор всё-таки!

Фотография лошемобиля попала в интернет, проложив таким образом в Куклюк туристическую тропу. С тех пор понеслось! Немцы и китайцы, финны и японцы – кого только там не побывало. А местный Кулибин придумывает на радость селянам и туристам новые диковинки. И вот уже стоят в ряд у школы передвижные баня, домик Бабы-яги, туалет и даже мобильная ёлка…  А рядом расположилась и главная достопримечательность Куклюка – Дом-музей «Марийская изба».

«НА КРЫШЕ ДОМА ТВОЕГО…»

– Что это там? Конструкция какая-то странная… – недоумеваю я, рассматривая соломенную крышу музея.

– Качели это! – смеётся Мельников-старший. – Летом кататься приезжайте.

Впрочем, в Куклюке не только на «небесных качелях» или лошемобиле покататься можно. Для туристов здесь предусмотрен полный арсенал национальных забав: примерить лапти и марийский костюм, научиться плести корзины, доить козу и даже помыться в баньке по-чёрному. Кстати, вон она – дымится в двух шагах от избы.

– Как в такой не угореть? – спрашиваю я, глотая чёрный дым. Приглашение попариться не приняла, но внутрь заглянула – не удержалась.

– Так ее дымом только протапливают, – рассказывает Николай. – Затем угли убирают, дым выгоняют. Жар стоит! Такие баньки в наших местах нередко встречались, и лечебные свойства их хорошо известны: очищают лёгкие, лечат кожные заболевания…

Баню и марийский дом в Старом Куклюке восстанавливали не по книжкам, а по воспоминаниям – ещё живы те, кто помнит, каким было истинное положение дел.

– Вот в таком же доме я вырос, – говорит Мельников-старший. – Смотрите, под потолком полати – самое тёплое место, потому что жар от печки наверх идёт. А вот сюда – в проём между стеной и печью – в лютые зимы загоняли малый скот.

Я оглядываюсь. На мой городской взгляд, тесновато, а между тем в таких домиках когда-то одновременно по три поколения проживали. Длинные лавки и стол, широкая кровать с расшитыми подушками, подвешенная к потолку люлька, а рядом с ней – небольшая лавочка и прялка. Вот так в давние времена женщины свои вечера и коротали: ногой ребёнка в люльке качали, тут же пряли да песни колыбельные пели.

Источник: protatarstan.ru

Похожие записи

Оставить комментарий